КС разъяснил особенности согласования генплана для органов МСУ

Муниципалитеты не имеют права изменить границы земель лесного фонда "по умолчанию" - только направив уведомление в уполномоченные органы. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ, изучив материалы жалобы из Челябинской области. Согласно статье 25 Градостроительного кодекса РФ, после истечения срока, установленного для согласования проекта генерального плана, он считается согласованным. Но только не в том случае, если речь идет о лесах, поскольку это публичное достояние народа России.

Администрация Кыштымского городского округа Челябинской области в 2009 году направила на согласование в правительство РФ и министерство регионального развития РФ проект нового генерального плана поселения. Закон отводит на согласование такого документа четыре месяца, но по прошествии этого срока ни положительное, ни отрицательное заключение в адрес местных властей не поступило. А уже в 2021 году Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу оспорил генплан Кыштыма на том основании, что в границы населенного пункта были включены земли лесного фонда без согласования с ним.

Суды в оценке ситуации разошлись: суд первой инстанции посчитал, что кыштымцы правомерно руководствовались статьей 25 ГрК. Суд апелляционной инстанции счел, что при отсутствии положительного заключения Рослесхоза процедура согласования документов территориального планирования не может считаться проведенной правильно, поскольку у федеральных органов власти могут отсутствовать сведения, что новый генеральный план "покусился" на леса. Власти Кыштыма в свою очередь посчитали, что такое толкование представляет собой злоупотребление правом со стороны департамента лесного хозяйства и нарушает статью 133 Конституции РФ, которая гарантирует запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Конституционный суд: Проект документа не может считаться согласованным, если в нем отсутствует согласие уполномоченных структур на перевод земель из одной категории в другую.

Судьи КС РФ, вынося решение по данному делу, руководствовались в том числе рядом собственных предыдущих решений, в которых не раз подчеркивалось, что лес - общее достояние, поэтому "правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов".

- Одной из целей согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является проверка соответствия его содержания в части включения в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда законодательству в сфере лесных отношений, - указал КС. - Вместе с тем оспариваемые нормы не могут предполагать право органа МСУ в случае непоступления заключений на проект произвольно устанавливать границы населенного пункта.

Таким образом, постановил КС РФ, оспоренные нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку они предполагают, что проект документа не может считаться согласованным, если в нем отсутствует согласие уполномоченных структур на перевод земель из одной категории в другую. Земли лесного фонда и земли населенных пунктов имеют различные ограничения в части использования и разную форму собственности, поэтому органы МСУ обязаны "проявлять инициативу в получении сведений относительно подготовки заключения на проект".

Между тем Кыштымский городской округ уже почти 15 лет живет в соответствии с новым генеральным планом, который суд признал недействительным. Поэтому КС постановил, что решения, принятые по данному вопросу, подлежат пересмотру. При новом разбирательстве суды обязаны разрешить вопрос "на основе баланса права на благоприятную окружающую среду с одной стороны, и прав частных лиц, а также потребностей социально-экономического развития муниципального образования, с другой стороны".