Николай Николаев: России нужен новый закон о саморегулировании

Если в 2007 году закон о саморегулируемых организациях (СРО) стал прорывом, то сейчас он устарел. Всё чаще работа СРО сводится к созданию компенсационного фонда, а контроль работы отрасли, отстаивание её интересов, качество услуг уходят на второй план. России нужен новый закон, который разведёт саморегулирование и финансовые механизмы,​ сказал в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

- Николай Петрович, чем вас не устраивает действующее законодательство о саморегулируемых организациях?

- Когда этот закон принимали, это было достижением. Впервые в России появилась возможность компаниям в различных отраслях объединяться, разрабатывать стандарты профессиональной деятельности и контролировать их соблюдение. Сейчас у нас более 950 СРО. Это, например, объединения арбитражных управляющих, оценщиков, кадастровых инженеров, операторов электронных площадок, аудиторов, строителей. Но при этом образовалась прослойка эффективно работающих профобъединений, которые формально не имеют отношения к саморегулированию.

Мы провели парламентские слушания и выяснили, что во многих отраслях СРО дискредитировали себя, потому что собирают деньги, но не отстаивают интересы своих участников. Появились профессиональные руководители саморегулируемых организаций, чьи интересы совсем оторвались от отрасли. А в строительных СРО постоянно происходят скандалы:​ то пропадают деньги, то за что-то не выплачивают, то торгуют допусками.

- Зачем вообще нужны СРО? Ведь есть различные отраслевые объединения без такого статуса.

- СРО имеет право выполнять часть государственных надзорных полномочий, организовывать профессиональное обучение, аттестацию работников, сертификацию произведённых товаров. Государство не может передать контрольные функции какому-то бизнес-объединению, пусть даже очень крупному и зарекомендовавшему себя.

Саморегулируемая организация — это юрлицо, в котором нужно определённым образом регистрироваться, платить взносы, чтобы сформировать компенсационный фонд. Если же говорить просто о саморегулировании, то разработку и утверждение профессиональных стандартов, проведение проверок или защиту интересов не обязательно совмещать со страховыми механизмами.

В России существуют очень серьёзные профессиональные объединения, например, Федерация рестораторов и отельеров, в которую входят сотни участников рынка. Предпринимательское сообщество готово объединяться и объединяется, контролируя работу отраслей экономики. Но бизнесу и государству было бы проще, если бы государственные надзорные функции можно было бы передавать не только СРО, но и другим профессиональным сообществам, активным участникам рынка. Для этого нужно поменять законодательство, определить, что саморегулирование — это одна история, а страховые механизмы компенсационных фондов — другая.

​- То есть создание компенсационных фондов не должно быть обязательной частью саморегулирования?

- Это не обязательно должно быть взаимосвязано, потому что у нас есть огромное количество возможностей защиты от рисков — от банковских гарантий до фондов взаимного страхования, которые создают на основе профессионального, коммерческого или территориального единства участников. Но сейчас наличие компенсационного фонда — обязательное условие создания саморегулируемой организации, и это многих останавливает от объединения в СРО.

Например, членские взносы для арбитражных управляющих начинаются от 200 тысяч рублей. Минимальный взнос для члена строительной СРО — 100 тысяч рублей. А чтобы войти в СРО операторов электронных площадок, нужно заплатить не менее трёх миллионов рублей.

По данным Минэкономразвития, совокупный размер компенсационных фондов СРО составил в 2020 году 137 миллиардов рублей. Из этого фонда 96 процентов приходится на строительство, проектирование и изыскательские работы.

Я считаю, что для саморегулирования не обязательно требование о создании компенсационных фондов. Основной упор в законопроекте о саморегулировании следует сделать на то, что бизнес-объединения — это не формализм и не косная структура. Мы должны чётко очертить направления деятельности СРО и дать больше возможностей для бизнеса, чтобы предприниматели могли сами наводить порядок в своих отраслях.​

- Когда может быть разработан и внесён законопроект?

- Разработкой документа займётся уже следующий созыв Госдумы. Но обсуждение нужно вести уже сейчас, и бизнес активно включился в дискуссию.​